Рабочая программа для 4 класса по истории создана на основе программы «Введение в историю. III-IV классы» Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. Обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т.д.
Основные задачи курса:
- Ввести ребенка в мир истории, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической;
- Научить видеть детей историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают; в предметах быта; в названиях улиц, на которых мы живем;
- Помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.
Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в ширь пространства. Программа создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения истории, она готовить к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В рабочей программе 4 класса показываются и изучаются события истории через деяния людей, дается начальное представление о культуре прошлого: книгопечатание, живописи, архитектуре, музыке, рассказывая об их создателях. Даются краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу – воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого. Рабочая программа построена на материале отечественной истории.
Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает интеллект, и сферу чувств младшего школьника.
Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей. Большое внимание уделяется практическим заданиям: составить родословную, создать герб семьи и др. для изучения истории необходимо включать в уроки показы видеофильмом на историческую тематику. Работа по темам идет устно, что способствует обучению навыков общения, развитию речи и образного мышления младших школьников.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом в 4 классе 1 ч в неделю, общее число часов – 34.
Учебники и методическое обеспечение.
Учебник «Введение в историю 4 класс» Е.В.Саплина, А.И.Саплин.
Рабочая тетрадь «Введение в историю 4 класс» Е.В.Саплина, А.И.Саплин.
Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2007 гг.;
Энциклопедии, словари, статьи журналов «История в школе».
Требования к знаниям, умениям, навыкам.
Знать:
- Знать и рассказывать о наиболее важных событиях в истории отечества и родного края;
- Описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
- Называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, знать имена их создателей;
- Описывать флаг и герб России, герб родного города.
Уметь:
- Применять счет лет в истории, показывать на карте исторические объекты;
- Выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказы, уметь объяснять отдельные исторические термины;
- связно и логично отвечать на вопросы; самостоятельно выполнять творческие задания.
содержание
Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | Страницы учебника |
1 | Введение | 3-9 | ||
Тема 1. С летописцем в древнюю Русь. | 3 | Первые русские князья. Родословное древо русских князей. | 9-12 | |
Княжеская дружина. Былинные герои Древней Руси. | 13-18 | |||
Крещение Руси. Ярослав Мудрый. | 18-26 | |||
Тема 2. Путешествие в Древнюю Москву. | 9 | Батыево нашествие. | 28-31 | |
Москва времен Ивана Калиты. | 35-36 | |||
С Дмитрием Донским на поле Куликовом. | 36-40 | |||
Иван III – государь всея Руси. | 40-42 | |||
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. | 43-44 | |||
Грозный царь Иван Грозный. | 44-46 | |||
Поход Ермака. | 46-49 | |||
Печатный станок Ивана Федорова. | 49-50 | |||
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. | 51-52 | |||
Тема 3. На верфях Адмиралтейства. | 3 | Необычный царь. Строительство Санкт-Петербурга. | 53-55 | |
Рождение русского флота. | 55-59 | |||
Великая Северная экспедиция Беринга. | 59-62 | |||
Тема 4. В Петербург к императрице. | 2 | Генералиссимус А.Суворов и адмирал Ф. Ушаков. В Петербург к императрице. | 63-69 | |
Механик – самоучка. «Наш первый университет». | 69-72 | |||
Тема 5. Век девятнадцатый. | 6 | Правление Александра I. Бородино – поле русской славы. | 73-77 | |
Гусар Денис Давыдов. «Последний русский летописей и первый историк». | 78-80 | |||
Кругосветное плавание «Надежды». | 80-81 | |||
Александр II — царь освободитель. | 81-82 | |||
«Русский свет» Яблочкова. | 83 | |||
Падение самодержавия. | 84 | |||
Тема 6. В гости к мастеру. | 4 | Древнерусские иконописцы. | 86-87 | |
«Каменных дел мастера». | 87-91 | |||
В мастерской художника. | 91-97 | |||
Русская музыка. | 98-100 | |||
Тема 7. Во дворце, в усадьбе и избе. | 3 | В княжеских палатах. В царском дворце. | 101-105 | |
В имении помещика. В крестьянском доме. | 105-110 | |||
В монастыре. В мастерской ремесленника. | 111-114 | |||
Тема 8. Век XX. | 3 | Основные события 20 века. | 115-121 | |
Основные события 20 века. | 122-124 | |||
Итоговый урок. | 125 |