Методическая система

Формирование исторической и гражданской идентичности обучающихся средствами предметов социально-гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности

Ни для кого не секрет, что проблема формирования российской гражданской идентичности на современном этапе развития нашей страны стоит очень остро. Российский социум сегодня внутренне глубоко расколот и в духовно-нравственном отношении деформирован. Это такое «общество без общности». Кроме того, само понятие «идентичность» сегодня тоже трактуется по-разному: либералы утверждают, что идентичность равна самотождественности личности, ее самодостаточности. Общество в этом случае вторично, производно от интересов отдельно взятого человека-гражданина. Мне ближе консервативный подход, который утверждает, что идентичность – понятие коллективное, а механизмом передачи социального опыта является традиция.

В современной педагогике нет серьезных расхождений в понимании идентичности. Так, и А. Н. Иоффе, и А. Г. Асмолов определяют гражданскую идентичность как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А. Г. Асмолов добавляет: понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Авторы также выделяют четыре структурных компонента идентичности:

  • Когнитивный, включающий гражданскую информированность и грамотность (по А. Г. Асмолову – знания о принадлежности к общности граждан России);
  • Ценностный, определяющий гражданскую позицию (А.Г. Асмолов: наличие позитивного отношения к факту принадлежности);
  • Эмоциональный, выражающийся через патриотизм, любовь к Родине, своему краю (А. Г. Асмолов: принятие гражданской идентичности);
  • Деятельностный (поведенческий по А. Г. Асмолову), который заключается в действиях по решению проблем и помощи окружающим (А. Г. Асмолов определяет его через участие в общественной жизни).

ФГОС нового поколения выступают как документ, отражающий общественный запрос на солидарность, предъявляемый системе образования, и как цель, и одновременно как результат педагогической деятельности. Согласно ФГОС, понятие «российская идентичность» охватывает такие содержательные области, как патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Жан Поль Сартр определил историческую идентичность формулой «Я есть мое прошлое», связывающей национальный характер с историей его формирования. К сожалению, среди современных школьников немногие по-настоящему интересуются историей своей страны, своего края. Крайне низок уровень мотивации современных детей к изучению истории, что, в свою очередь, ведет к утрате преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии. Огромной проблемой является фальсификация отечественной истории, что ведет к созданию искаженных представлений об историческом пути России, ее месте в мире; у подрастающего поколения формируются ложные стереотипы восприятия современности.

Всем известны результаты многочисленных опросов, когда молодые люди не могут правильно ответить, когда была принята нынешняя российская Конституция, когда началась и завершилась Великая Отечественная война, что такое холокост. Все чаще мы становимся свидетелями дискуссий  о целесообразности сопротивления Ленинграда в годы блокады, слышим, как наши либеральные политики громко каются перед мировой общественностью за какие-то события нашей истории (живой пример – Катыньская трагедия!). Хочу сказать, что мои ученики (и выпускники!) на вышеназванные мною вопросы в большинстве своем отвечают правильно. И это я тоже считаю результатом моей деятельности в рамках педагогической системы.

В свете всего вышесказанного целью моей педагогической деятельности в рамках методической системы считаю формирование исторической и гражданской идентичности обучающихся. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • Повышение мотивации к изучению истории нашей страны;
  • Сохранение базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание народа;
  • Установление преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии;
  • Борьба с фальсификацией отечественной истории;
  • Создание позитивного образа новой России, основанное на глубоком научном осмыслении исторических событий.

В рамках достижения поставленных целей и задач использую:

  • Элементы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, рациональное распределение нагрузки во времени урока – самая напряженная работа приходится на середину урока);
  • Приемы информационно-коммуникативных технологий (презентации, видеоматериалы, отрывки художественных и документальных кинофильмов);
  • Работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
  • Принимаю активное участие в работе различных школьных и районных комиссий, семинаров различного уровня;
  • Организую предметные, творческие мероприятия школьного уровня и провожу подготовку участия учеников школьного, районного, межрегионального уровня.

В итоге на основе использования элементов современных педагогических технологий сложилась педагогическая система:

  • Используя накопленный опыт, был разработан ряд уроков, где наглядно показаны возможности использования различных педагогических методов и приемов (проблемный метод, эвристический, вербально-коммуникативный и др.);
  • Разработаны учебные планы, программы; элективные курсы; программа внеурочной деятельности для начальной школы;
  • Создана копилка дидактических материалов (тесты, карточки, проблемные задания, тесты с ошибками и пропусками, кроссворды, задания для самостоятельной работы обучающихся и т. п.);
  • Собрана библиотека фрагментов исторических текстов и источников, составлены вопросы для самостоятельного анализа обучающихся;
  • Создан банк мультимедийных презентаций по различным темам истории и обществознания;
  • Разработаны очные и заочные викторины по истории, краеведению, обществознанию;
  • Предложена тематика индивидуальных проектов по истории и обществознанию для обучающихся;
  • В соавторстве с педагогами школы разработан социальный проект (школа является пилотной площадкой по его реализации) «Подвиг людской не пропал, не забыт…», который реализуется на базе 6 класса.

В основе применяемых мной педагогических технологий лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение обучающихся в учебную деятельность, обучение ее приемам, которые обуславливают и набор методов обучения. Это прежде всего проблемный, эвристический (частично-поисковый), вербально-коммуникативный, проектный и другие.

Внедрение инновационного опыта начинаю с начальной школы. На основе авторской программы Саплиных мною была разработана и успешно реализуется двухгодичная программа внеурочной деятельности «Введение в историю» (кружок для обучающихся 3-4 классов). На занятиях с младшими школьниками широко использую методы игровой технологии (викторины «Имена», «Города» и др.), проектной технологии (составление родословного древа семьи), ИКТ-технологии (презентации «Моя родина – Россия», «Какими бывают карты»), здоровьесберегающей технологии (физкультминутки). Работа с обучающимися начального звена, особенно в игровой форме и с использованием наглядности (презентации, фрагменты мультфильмов) позволяет начать формирование устойчивого интереса к истории на ранних этапах обучения.

В среднем звене (5-9 классы) продолжаю использовать элементы современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Широко применяю проблемный метод обучения (на уроках обществознания, прослушав короткую притчу или рассказ учителя и ответив на вопросы, дети сами формулируют тему урока), на уроках истории дети учатся анализировать фрагменты исторических источников и систематизировать полученную информацию (6 класс – групповая работа с фрагментом «Русской Правды» с выделением категорий зависимого населения, составлением характеристики их положения). Таким образом формируется исследовательская компетентность обучающихся и, что считаю немаловажным, знаниевая составляющая процесса обучения. В 6 классе продолжаю использовать игровые технологии (командная викторина «Древняя Русь» – возможно использование в качестве повторения и обобщения материала; позволяет формировать у детей чувство коллективизма, ответственности, умение работать в команде).

Начиная с 6 класса на уроках истории широко использую краеведческий материал. Мною разработаны тестовые задания по всем темам истории Смоленщины для 6 – 8 классов, задания заочных викторин по краеведению («Великая Отечественная война на территории Смоленщины» и др.) в рамках развивающего обучения. Считаю, что интерес к истории малой родины, любовь к своему краю является неотъемлемым элементом формирования исторической и гражданской идентичности ребенка, его осознания себя частью русского народа.

Для обучающихся 9 класса мною был разработан элективный курс «История в лицах», где особое внимание уделяется проблеме личности в истории. В рамках курса дети занимались составлением исторических портретов деятелей российской истории и выясняли, как их деятельность повлияла на судьбу Российского государства на разных этапах его истории (Петр Великий, Екатерина II, П. А. Столыпин и др.). В нынешнем учебном году целый ряд девятиклассников выбрали темы проектной деятельности по истории («Рожденные революцией», «Личность в истории. М. А. Ефремов», «Дворянские усадьбы. Царицыно» и др.). Проектное обучение позволяет сформировать у обучающихся самостоятельность критического и творческого мышления, активную, инициативную позицию.

В старшем звене (10 – 11 классы) все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся. На этом этапе обучения по-прежнему актуальной является технология проблемного обучения (продолжаем работать с историческими источниками: 10 класс – анализ фрагмента ПВЛ о призвании варягов, поиск аргументов в поддержку и в опровержение норманнской теории происхождения Древнерусского государства; работа с текстом Соборного уложения 1649 г. – причины появления 2-й главы Уложения о защите жизни и здоровья государя, заверщение процесса закрепощения крестьян), технология развития критического мышления ( 10 класс – анализ деятельности Ивана Грозного через сопоставление ее с деятельностью европейских современников; анализ расширения территории России, в частности, освоения Сибири, в сопоставлении с колониальной политикой европейских держав – обе темы целесообразно провести в форме семинарских занятий).

В настоящее время вместе со своим 6 классом участвую в реализации социального проекта «Подвиг людской не пропал, не забыт…», в рамках которого тесно сотрудничаю со школьным Музеем боевой славы.

Итак, методическая система предполагает в том числе частично-поисковый метод обучения, но для того, чтобы заниматься исследованием, ребенок должен иметь базовые знания, которые формируются в процессе объяснения с использованием иллюстративного материала. Исследования детей направлены на  изучение основных событий и фактов, их анализ и преобразование, что способствует формированию мыслительных способностей. В курсе истории и обществознания дети занимаются проектной деятельностью. Этот вид работы требует от ученика проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать информацию и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Формирование гражданской идентичности является личностным результатом обучения ребенка, поэтому крайне сложно отследить уровень ее сформированности. Результатами реализации методической системы считаю в частности достижения обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. На протяжении последних нескольких лет происходит увеличение числа участников олимпиад по истории и обществознанию, дистанционных олимпиад. Мои ученики успешно выступают на научно-практических конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, в МГИУ и МГУТУ имени Разумовского). Кроме того, наблюдается положительная динамика качества обучения  детей по предметам социально-гуманитарного цикла на протяжении 3-х последних лет, что позволяет говорить о повышении мотивации к изучению этих предметов и формировании устойчивого интереса к истории и знаниям об обществе.

В рамках реализации методической системы происходит тесное взаимодействие с родителями обучающихся, учреждениями дополнительного образования, культуры, образовательными организациями различного уровня (дети разного возраста активно участвуют в мероприятиях, проводимых ДДТ, ЦБ, СЮТ, МГТУ имени Разумовского, ВПТ). В рамках реализации социального проекта в январе 2019г. делегация школы принимала участие в работе межрегиональной конференции «Мы – граждане России» в Санкт-Петербурге.

Свой педагогический опыт транслирую на разных уровнях: ШМО (по программе внеурочной деятельности успешно работают коллеги), РМО (выступаю с сообщениями, участвую в круглых столах, неоднократно являлась членом жюри НПК «Первые шаги» и др.), в рамках реализации социального проекта выступала на межрегиональных конференциях в Вязьме и Санкт-Петербурге.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS