Эссе

Я – УЧИТЕЛЬ

Не может укрыться город, стоящий на верху

 горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под

 сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в

 доме. Так дасветит свет ваш пред людьми…

Ев. от Матфея

Я – историк по образованию и по призванию. А вот учитель… Лет в двадцать пять я не задумывалась над тем, какой знак препинания поставить в конце предложения – точку? Вопросительный? Восклицательный? В тот момент меня волновали совершенно иные проблемы: подготовиться за вечер к 6-ти урокам в разных классах, проверить самостоятельные работы, заполнить журнал, сводить детей на экскурсию… Теперь, по прошествии времени, набравшись опыта не только объяснения, оценивания, заполнения множества бумаг, но главное, пожалуй, общения с детьми, – задумываюсь.

Не скажу, что выбор профессии был абсолютно осознанным. Хотя, как ни смешно это прозвучит, видимо, судьба: даже родилась я в день Последнего звонка! Конечно, как многие девочки «учила» кукол, мишек и младшего брата. Но это не было самоцелью. А вот учиться сама я очень любила. Читать, писать красивым аккуратным почерком, делать чертежи хорошо отточенным карандашом. А еще я очень любила школу. Саму школу, мою, вторую. Мне нравилось учиться, оставаться после уроков, ходить по опустевшим тихим коридорам, наводить чистоту в кабинете, заниматься общественной работой…

А как интересно мы жили! Сентябрьские «колхозы» — долгая, как тогда казалось, поездка на автобусе, потом – картошка, свёкла, морковка или лён. Обязательные (для старшеклассников) демонстрации 7 ноября и 1 мая. Майские походы. А слёты красных следопытов! Макет Вечного огня (горящий!), торжественный вынос знамён школы, дружины, комсомольской организации… Меня принимали в пионеры как раз на слёте красных следопытов 23 февраля. А потом, в восьмом классе, принимали в комсомол – это было еще более торжественно и серьезно. Комсомольский билет и значок мне вручали в Москве, у памятника Ленину на территории Кремля.

Наши учителя… Дорогие, любимые, уважаемые до благоговения! Они ведь действительно учили нас разумному, доброму, вечному, а заодно и – очень ненавязчиво! – воспитывали. Любимая моя Екатерина Ильинична Якушева, учитель русского и литературы. С ее «благословения» в 6-м классе я изучала программу по русскому языку сама, опережая класс на несколько тем. Она рассказывала нам, как после войны делала уроки при свете тусклой керосиновой лампы… Моя первая классная руководительница – Нина Яковлевна Евлашова, учитель рисования и черчения. Кабинет рисования был одним из лучших в школе по оформлению. А ее муж, Эдуард Михайлович, учитель труда, по слухам имел право рисовать Ленина (редкое право в те времена!). Долгое время стены школьных рекреаций были расписаны его рукой. А еще меня учили Юлия Михайловна Тихонова (английский язык), Раиса Сергеевна Балабанова (труд), Александра Николаевна Савельева (география), Александр Георгиевич Лойко (история)… На моей памяти невозмутимый Александр Георгиевич лишь дважды проявлял эмоции: когда мой одноклассник на уроке смеялся над выступлением Ленина на виниловой пластинке (был просто выброшен из класса) и когда узнал о моей победе на областной краеведческой олимпиаде… Я до сих пор благодарна всем им, кого уже нет с нами, чьи голоса, как ни высокопарно прозвучит, ушли в Вечность…

И сейчас я учусь, работая рядом со Светланой Владимировной Катковой, Ларисой Алексеевной Перепеловой, Светланой Васильевной Федосовой, Натальей Владимировной Лизун, Надеждой Ивановной Тульской. Как в детстве на уроках продолжаю учиться у них педагогическому мастерству.

И вот закончена любимая школа, потом институт. И я вернулась. Видимо, мне очень этого хотелось, а наши заветные желания имеют свойство сбываться.

В чем же главная цель моего пребывания в школе? Наверняка этот вопрос задаю себе не только я, но и каждый мой ученик – отличник и троечник, тихоня и задира, мальчик и девочка, «гений», как он сам (и его родители!) себя оценивает и «мышь серая». И я знаю, что у каждого из них найдется свой ответ: «убить время», «потусоваться с друзьями», подготовиться к экзаменам, элементарно покушать, показать себя, узнать что-то новое, интересное и полезное… А какова моя цель? Рассуждать об этом можно бесконечно.

Во все времена, как ни банально это звучит, учитель должен был «сеять разумное, доброе, вечное». Но что сегодня есть – разумное, что – доброе, а что – вечное? Философский вопрос. Вкусы, взгляды, пристрастия, ценности, наконец, в разные исторические периоды, под влиянием разных обстоятельств менялись. И «разумное» в сегодняшнем информационном обществе вовсе не то же, чем оно было лет 70, к примеру, назад. Но ведь есть же еще доброе и вечное! И здесь тоже как это ни печально – увы!

В последние десятилетия, к сожалению, «доброе» и «вечное» почти ушло из школы. Воспитательная функция учителя и школы была нивелирована. Учитель превратился в ретранслятор, который при помощи различных средств вываливал на детей массу полезной и бесполезной информации. Дети же в большинстве оказались не нужными никому: родители, вечно занятые зарабатыванием денег, «откупались» от них новыми вещами или гаджетами, школа, заваленная диким количеством бумаг, устранилась от воспитания, сверстники оказывались в такой же ситуации. Что же мы получили в итоге? Целые поколения молодежи, для которой собственное «я» важнее всего на свете, которая не имеет нравственных принципов, главной ценностью которых являются деньги и удовольствия, которая не любит и не уважает ни родителей, ни страну, презрительно называя ее «рашкой».

Проблема стала настолько острой, что ею, наконец, озаботились и на государственном уровне – появилась концепция духовно-нравственного воспитания юных граждан России. Воспитание снова вернулось в школу. Но как же трудно восстанавливать разрушенное! Тем более, когда действуешь буквально «в плотном окружении противника»: Интернет, средства массовой информации, среда, в которой находятся наши дети, негативное отношение общества к учителям, периодически подогреваемое СМИ. Ну и, конечно, сам уровень развития современного общества!

Все чаще на разных уровнях (включая исследования футурологов) высказываются мысли, что учителя как таковые скоро окажутся совершенно не нужны: в современном информационном обществе необходимость в этой профессии отпадет, обучение будет проводиться дистанционно, а то и вовсе исключительно при помощи компьютера. Конечно, информация сегодня доступна любая и практически в любой момент. Но я глубоко убеждена: ничто не заменит живого человеческого общения. Да, вполне возможно при помощи соответствующих программ научиться решать примеры и химические уравнения, строить графики и рисовать портреты. Но понять, что хорошо, а что плохо, что такое добро, справедливость, верность, истина, патриотизм – вряд ли. И пускай мои дети приходят в школу в том числе для того, чтобы пообщаться – это великое счастье и великий труд, научиться общаться! – и этому они тоже учатся с моей помощью. И может быть, хоть кого-то из них не коснется актуальная на сегодняшний день проблема информационного общества – проблема «одиночества в толпе».

От нас, учителей, во многом зависит будущее наших детей. Не только уровень их знаний, прежде всего – уровень их социализации, адаптации к непростым современным условиям. А от этого зависит и будущее нашей страны и – кто знает? – может быть, и мирового сообщества. Еще в конце 1930-х, разрабатывая планы завоевания мирового господства, Гитлер писал о будущее судьбе славянских народов, что ни один учитель не должен приходить и тащить в школу их детей, так как, научившись читать и писать, они смогут приобщиться к историческим знаниям и освоить политические идеи, что, в конечном счете, будет направлено против Третьего рейха. Не случайно учителя при оккупации уничтожались фашистами наравне с евреями и коммунистами.

И все-таки даже в те тяжелые времена учителя сохранили верность профессии и себе. Она, наша профессия, является одной из древнейших и в то же время вечно молодых. Именно благодаря учителям со времен каменного века происходила и происходит передача накопленного опыта человечества. А в литературе слово Учитель часто пишут с большой буквы.

Сейчас, конечно, и положение учителя в обществе, и его функции претерпели значительные изменения. Общество (повторюсь, во многом под влиянием СМИ) относится к учителям скорее негативно, на государственном уровне учитель все чаще воспринимается как тьютор-консультант, профессиональный стандарт педагога и ФГОС предъявляют к учителю серьезные требования, но, на мой взгляд, самой важной функцией учителя по-прежнему является воспитание. Именно этот, социальный опыт, опыт общения и взаимодействия должны мы передавать подрастающему поколению. Сделать пребывание детей в школе максимально комфортным – вот наша главная задача в сегодняшней нестабильности. Это не означает позволять ребенку всё. Это значит научить его разумному, адекватному поведению в коллективе и – понять его, не оттолкнуть, не обидеть.

Так какова же все-таки цель моего пребывания в школе? А поскольку цель – это прогнозируемый результат, тогда каков же он, результат моей педагогической деятельности? Повторюсь, рассуждать об этом можно бесконечно. Да, это просто здорово, когда твои ученики постоянно побеждают на олимпиадах разного уровня, когда умница Ксения едет в Москву на телевизионный конкурс «Умники и умницы», когда Даша успешно выступает на всех возможных Научно-практических конференциях, а Алина – на семинарах в Академии (и ничуть не хуже студентов, которых готовили профессора!), но все же больше я радуюсь за тихоню Оксану, которая, придя в 5-й класс, не могла связно сказать на уроке истории двух слов, а теперь, в 9-м, постоянно отвечает у доски, готовит проект по истории и собирается сдавать экзамен. И это именно ей я говорю, что она – моя главная педагогическая победа! Надеюсь, такие победы еще не раз будут в моей учительской жизни. Я по-прежнему буду объяснять материал, ставить оценки, писать массу отчетов, вызывать родителей, стыдить за двойки, радоваться детским успехам и мучиться сомнениями – а все ли я делаю правильно? Смогут ли мои мальчишки и девчонки стать настоящими Человеками, не растратить себя по пустякам, найти правильную дорогу в непростой сегодняшней жизни? Сомнений будет все больше, но когда-нибудь я все-таки определюсь с этим зловредным знаком препинания: я – учитель?!. И очень надеюсь, что кто-нибудь вспомнит добрым словом и меня, и скажет спасибо за то, что в нужное время вольно или невольно я оказалась радом, и напишет про меня слово Учитель с заглавной буквы!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS