Вы находитесь здесь: Главная > Диссеминация опыта > ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Урок – это зеркало общей педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Важнейшая задача современной системы образования – научить учиться. В связи с этим меняется и одна из основных функций учителя: из передатчика информации он должен превратиться в эффективного менеджера, руководящего образовательным процессом. Об этом говорил еще К. Д. Ушинский:

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Современный урок:

  • Направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД);
  • Направлен на достижение личностных результатов;
  • Строится в рамках системно-деятельностного подхода;
  • Развивает у учащихся способности:
    • Самостоятельно ставить учебные задачи
    • Проектировать пути их реализации
    • Контролировать и оценивать свои достижения.

В связи с этим выдвигаются следующие требования к современному уроку:

  • Четкая формулировка образовательных задач;
  • Оптимизация процесса обучения;
  • Дифференцированное применение технологий развивающего обучения;
  • Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся через применение активизированных методов и средств обучения;
  • Работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности;
  • Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения;
  • Плотность урока;
  • Регулярный анализ получения результатов обучения, воспитания, развития школьников.

Одно  из основных положений концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

  • Личностный
  • Регулятивный
  • Познавательный
  • Коммуникативный.

Какие же УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех четырех видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

Во-первых, следует провести отбор материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ЕГЭ должна начинаться не в 9 или 11 классе, а как минимум с 5 класса. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики не работают с источниками, не составляют планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

  • Составление вопросов к тексту, ответы на них
  • Комментированное чтение текста
  • Составление простого и сложного плана
  • Составление сравнительных, хронологических таблиц
  • Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
  • Составление логической схемы, цепочки.

Главное, учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец учебной операции.

Примеры: сравнительная таблица + вывод о Цинь Шихуане, хронологическая таблица по Пелопонесской войне, причины греческой колонизации, беседы по различным темам и т. д.

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Пример: описание социального положения любимого литературного героя, сообщения о современниках-инвалидах, добившихся успехов в жизни и т. д.

Проблемой может стать оценивание сформированности УУД.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий