Урок – это зеркало общей педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В. А. Сухомлинский
Важнейшая задача современной системы образования – научить учиться. В связи с этим меняется и одна из основных функций учителя: из передатчика информации он должен превратиться в эффективного менеджера, руководящего образовательным процессом. Об этом говорил еще К. Д. Ушинский:
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Современный урок:
- Направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД);
- Направлен на достижение личностных результатов;
- Строится в рамках системно-деятельностного подхода;
- Развивает у
учащихся способности:
- Самостоятельно ставить учебные задачи
- Проектировать пути их реализации
- Контролировать и оценивать свои достижения.
В связи с этим выдвигаются следующие требования к современному уроку:
- Четкая формулировка образовательных задач;
- Оптимизация процесса обучения;
- Дифференцированное применение технологий развивающего обучения;
- Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся через применение активизированных методов и средств обучения;
- Работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности;
- Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения;
- Плотность урока;
- Регулярный анализ получения результатов обучения, воспитания, развития школьников.
Одно из основных положений концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный.
Какие же УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех четырех видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
Во-первых, следует провести отбор материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ЕГЭ должна начинаться не в 9 или 11 классе, а как минимум с 5 класса. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики не работают с источниками, не составляют планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки.
Главное, учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец учебной операции.
Примеры: сравнительная таблица + вывод о Цинь Шихуане, хронологическая таблица по Пелопонесской войне, причины греческой колонизации, беседы по различным темам и т. д.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Пример: описание социального положения любимого литературного героя, сообщения о современниках-инвалидах, добившихся успехов в жизни и т. д.
Проблемой может стать оценивание сформированности УУД.